"Газета", 22-Apr-2002
Cкорпион умер, да здравствует царь!
Россия встретилась с <Царем скорпионов>
АНТОН ДОЛИН
Одновременно с прибытием в Россию всенародно любимого
немецкого рок-поп ансамбля Scorpions в Москву пришли
другие скорпионы:
американский приключенческий
блокбастер «Царь скорпионов»
вышел у нас на несколько часов раньше, чем на родине. Успех
фильму, анонсированному как «предыстория «Мумии», был обеспечен:
на премьере зал был переполнен.
Вот первое и главное, что надо сказать о «Царе скорпионов»: никакого отношения к «Мумии» и «Мумии-2» он не имеет. Простим продюсерам объяснимый пиар-ход:
хотелось налепить раскрученный бренд на обложку нового, непроверенного товара, чтобы продать его получше. И даже попытаться как-то оправдать связь с «Мумией» — например, пригласить в сопродюсе-ры и соавторы сценария ее режиссера Стивена Соммерса и сделать главным героем эпизодического злодея из второй части популярной приключенческой ленты. На самом деле стыдиться нечего: режиссер Чак Рассел ничем не хуже Соммерса (благо на его счету такие замечательные картины, как «Кошмар на улице Вязов-З» — самый изобретательный и страшный, а также «Стиратель» и «Маска»). Просто в результате самым нелепым в фильме остался заголовок — если к финалу герой таки становится царем, то к скорпионам никакого отношения он по-прежнему не имеет. Не считая надуманного, будто вставленного в последний момент эпизода попытки отравления положительного героя отрицательным посредством стрелы, смазанной скорпионьим ядом: попытка, ясное дело, не удалась. Возможно, правда, что продюсеры смотрели в будущее, и лишь
в «Царе скорпионов-2» гордый воин превратится в пугающего мутанта, но пока что налицо самый банальный хэппи-энд. Без которого, признаем, такой картине было не обойтись.
К «Мумии» «Царь скорпионов» имеет примерно такое же отношение, какое имел бы к «Индиане Джонсу и чаше Грааля» фильм о завоевании Готфридом Бульон-ским Иерусалима. Действие здесь происходит пять тысяч лет назад, когда правитель легендарного города Гоморра (задолго, видимо, до разрушения оного ветхозаветным Богом) Мемнон с успехом завоевывал окрестные племена. Непокоренными остались единицы — среди них отважный кочевник Матхайюс, который поклялся одолеть тирана и отомстить за собственного брата. Сел Матхайюс на верного белого верблюда — животное это остается одной из главных постановочных удач картины — и помчался навстречу приключениям. По пути он завоевал сердце верной провидицы Мемнона Кассандры, открыл секрет китайского пороха, даровал свободу оставшимся в живых вольным народам и стал их повелителем. Сколь-нибудь ярких актеров в фильме нет и в помине, не считая Гранта Хеслофа (помните забавного террориста из «Правдивой лжи»?), зато полным-полно красивых женщин, смертоносных насекомых и отлично поставленных схваток на всех видах холодного оружия. «Царь скорпионов» — идеальное кино для тинейджеров: ведь дети, визжавшие от ужаса и восторга при виде мумии Имхотепа, в сложной интриге не разберутся, а взрослые, смеявшиеся остроумным шуткам симпатичных археологов из «Мумии», над приключениями благородного Матхайюса могут заскучать.
Аналог «Царя скорпионов» — замечательные старые картины о Рыжей Соне и Конане-Варваре. В них молодой еще культурист
Арнольд Шварценеггер, не претендовавший на звание артиста, сражался со злыми волшебниками и свирепыми королями, чтобы завоевать своей неуклюжей грацией сердце очередной красотки в меховом бикини. Романтический и простой «Царь скорпионов» не случайно напоминает о книгах Роберта Говарда и их экранизациях: Конан-киммериец в итоге тоже стал королем (просто фильма о его правлении пока не сняли).
Чемпион боев без правил Рок в роли Мат-хайюса — тот же Шварценеггер: и мимика, и чувство юмора — один в один. Но Арнольд, как все мы помним, устал противостоять вселенскому злу, и ведь кто-то должен был прийти ему на смену. Рок в компании красотки Келли Ю — тоже совсем не актрисы, зато победительницы ряда конкурсов красоты и обладательницы коричневого пояса по карате — самая удачная
из возможных кандидатур. А у всех фильмов о варварах-победителях есть как минимум один бесспорный плюс: они позволяют и публике почувствовать себя древней толпой, ревущей в восторге при виде мускулистого мужика с топором в одной руке и полуобнаженной красоткой — в другой. Так что адреналин и хорошее настроение вам обеспечены. Требовать большего не рекомендуется.