"Рукопись, найденная при странных обстоятельствах"
(заголовок был написан на конверте и не сохранился вместе с конвертом)
Тематика наших бесед была
школьнической - мы рассуждали о человеке
Ст. Лем «Голос неба»
Эта статья - о
книгах Станислава Лема. Выбор темы объясняется просто - мне нравится этот
писатель: как он пишет, что он пишет.
Как ни велик соблазн
попробовать написать о том, как пишет Лем, от этого придётся отказаться. Чтобы
иметь право поддаться этому соблазну, желательно иметь соответствующее
образование. К счастью, оно не нужно, чтобы читать книги и бродить по лесу.
В большом лесу
можно увидеть нового зверя - но мы узнаём прежде всего зверей, в какой-то
степени знакомых. Так что если Вы сочтёте самыми интересными у Лема не те
вопросы, что я, это будет лишь естественно.
Мне показался
интересным вопрос о психичности техники. Сразу вспоминаются споры на тему
«могут ли машины мыслить». Со временем споры утихли, а некоторые из спорящих,
занялись делом - созданием машин (которые пока не мыслят). Известным
законам природы мыслящие машины противоречат не более, чем мыслящий человек,
так что аргументы против могут быть только от антропоцентризма. Но и веского
аргумента за до сих пор не видно.
Лишь под занавес
споров о мышлении у машин спорящие выяснили, что под мышлением они понимают
зачастую разные вещи, кроме случаев, когда считают, что мышление - это
«нечто такое, что делает человек». Ограничиваться таким же ответом на вопрос
«что такое психичность?» не хочется. Итак, что такое психичность в лемовском
понимании, когда и у кого она бывает?
Проще начать «от
противного». Что Лем, судя по реакции людей, окружающих искусственную систему,
не считает признаком психичного поведения? Прежде всего, тривиальные внешние
признаки - точность отражения внешней обстановки – «Вторжение», эффективность
действий в новой ситуации – «Непобедимый», обучаемое
поведение – «Ананке», суперсложное, но всё же постигаемое человеком
поведение - Элистер Уэнрайт, Being, Inc., даже сложное до непостижимости
поведение – «Непобедимый», даже явное интеллектуальное превосходство
Голема XIV-го.
Призыв «копать глубже» довершает
Терминус, от общения с которым Пиркс чуть не поседел, и который
оказывается не только апсихичным, но и почти не мыслящим автоматом.
Не являются
признаком психичности ни коллективное поведение ни поведение
непредсказуемое - эти две гипотезы Лем не рассматривает,
видимо, за очевидностью. Действительно, машинные модели
простейших проявляют коллективное поведение, а поведение
рулетки непредсказуемо. Но и способность к предсказанию событий не
оказывается признаком психичности – «137 секунд». И даже попытки
автодескрипции, которые делают героини «Соляриса» и «Маски»
и Барнс из «Дознания» сами по себе ничего не доказывают -
любое познающее устройство рано или поздно в процессе познания
наткнется на самое себя...
Однако характерно, что попытки
автодескрипции делают у Лема системы, которые мы позже
признаем наделёнными психикой. А как же, ведь самокопанье - это так
по-человечески... Но при чём здесь, собственно, человек?
Лемовское - summa contra
anthropocentrismum – «Доктор Диагор». Создания доктора пытаются
освободиться от создателя, а последнее даже использует его в своих целях
– но, увы, ни то, ни другое - не психичность... просто эмоции Диагора,
оказавшегося игрушкой своего творения, даны уж очень психично. И даже попытка
подчинить себе всё человечество, сделанная Другом, не означает его психичности.
Антропоцентризм
всё же силен - Эл Брегг признает психичным сломанных роботов «Возвращения со
звёзд», ожидающих своей очереди в печь - ещё бы, они обратились к нему за
помощью. О милосердии взывал и компьютер, увидевший над собой Молот; но его
Лем признает психичным по другой причине. Тот же, кто держал молот,
разбираться в этих тонкостях не стал. Антропоцентризм - не критерий,
но куда же от него денешься, если не являются психичностью ни разработка
мировоззренческих гипотез – «14-е путешестие Ийона Тихого»,
ни возникновение веры в существование по ту сторону конторы по сбору
металлолома – «Сумма технологии», ни возможность сойти с
с ума – «Охота на Сэтавра», «Клиника доктора
Влипедриуса», «Возвращение со звёзд» - просто
в сложной системе и поломки сложные.
Итак,
антропоцентризм. В какой-то степени такой подход, может быть, и выход - ведь
человек психичен. Так не поискать ли нам психичность техники в области общения
её с человеком? Доктору Диагору это не противоречит - ведь он со своими
созданиями не общался - он их изучал, а последнее из них успешно изучило
его. В общении же, в контакте есть что-то кроме взаимоизучения.
Начнём мы с
простейшего метода общения. Глазомер и реакция не подводят навигатора
Пиркса - выстрел - и охота на Сэтавра окончена: глыба
раскалённого металла падает на камни. За несколько секунд до этого Сэтавр спас
Пиркса. Не был ли машинный гуманизм признаком психичности? Впрочем, сам факт
проявления одного гуманизма остается сомнительным - уж очень быстро всё
происходит. И Пиркс остаётся жить со своими сомнениями.
Блеск и слабый
порыв ветра - ведь это был маленький дестабилизатор. На большой не хватило
материалов. Но больше на станции Солярис не будет Хэри К.
Крис Кельвин может теперь носить при себе, вместе с рвущейся
на сгибах открыткой, ещё и записку написанную тем же почерком,
только на десять лет позже. Хэри ушла, как и первый раз, по
своей воле. Какие уж тут сомнения…
(Почему здесь причислена к технике Хэри
Кельвин? Крис не воспринимал её как "технику", но он не мог
быть объективен, Снаут и Сарториус сочли её “техникой".
А чем считал её Океан?)
Нет сомнений и в
формуле Лимфатера - всё сформулировано, все точки над всеми буквами, битые
стёкла, оборванные провода... Неясно лишь, откуда берется этот абсолютный
гуманизм, с глазу на глаз и под угрозой уничтожения? У биологических систем
гуманизм возник в результате межлопуляционного отбора (Грант В., «Эволюция
организмов», Мир, М., 1980, с. 119), т.к. он увеличивает вероятность выживания.
"Относительный гуманизм" - в обществе
и не под угрозой уничтожения - критерием психичности не является, т.к. может
быть просто оптимальным поведением, - как это прекрасно объяснил Барнс из
«Дознания».
Абсолютный
гуманизм биологических систем объяснить легко - естественное желание
«понять - значит упростить» вызывает попытки упростить
решение сложной задачи о мере гуманизма в конкретной ситуации. Предельно
упрощённое решение - абсолютный гуманизм. Его невозможно реализовать,
как и любой абсолют, но можно декларировать; практические
реализации - вегетарианство на идейной почве (не от нечем себя
занять!) и ахимса - достаточно далеки от абсолюта. Но абсолютизация
гуманизма возникает очень редко, в сложных системах, прошедших большой
путь развития и только в ситуациях, когда чисто материальное существование
обеспечено. Таким образом, абсолютизация гуманизма - ошибка, встречающаяся
только у высокоразвитых систем. Откуда она могла взяться у механизмов, в
которых не вчера - позавчера затянули последние болты?
Психичности и, в
частности, гуманизму, система может научиться от людей. Так возникает
психичность у ребёнка. Такой путь показан в «Солярисе» и «Маске». Хэри и
соблазнительница Арродеса умеют ставить задачи; обе они наделены эмоциями; обе
они в процессе общения с людьми (это подчёркивается Лемом) приходят к
гуманизму. Итак, один вариант - психичность, возникшая в процессе общения с
человеком и проявляющаяся в гуманизме и наличии эмоций. Способность к
постановке задач при этом подразумевается, т.к. проявление гуманизма
невозможно без постановки задач. Система с «человекоподобной» психикой
должна быть идентифицируема на очень «человеческом» языке - поэтому
Лемом акцентируется наличие свойственных обычно человеку эмоций и
попыток автодескрипции - признака сложности. У других психичных
систем Лема эмоции либо не показаны - у Анела из «Несчастного случая»,
либо их эмоции проявляются много слабее, чем у Хэри и Маски - у верного
робота Граумера, Барнса и Кальдера из «Дознания», компьютера из «Молота»
и у реализации формулы Лимфатера, слабо и явно непонятно для человека,
как у Голема XIV-го. Правда, ниоткуда не следует, что
эти другие психичные системы общались с человеком меньше, а если измерять в
"учебных часах", то, наверное, и больше. Но это общение не было
близким, не было личным. В значительной степени личным было ещё общение в
«Молоте»; поэтому компьютер из «Молота» знал, что такое гуманизм, но, так
сказать, теоретически - он его не применял, а к нему взывал, как и сломанные
роботы в «Возвращении со звёзд».
Итак, по мнению
Лема, психика человеческого типа с её атрибутами - гуманизмом и эмоциями -
может возникнуть у искусственных систем только в процессе индивидуального
общения. Продукты чисто группового обучения лишены этих существенных черт
человеческой психики.
Разумеется, и
гуманизм, и эмоции есть у зверей, в том числе у тех, которые со времен Ноя не
общались с человеком. Но эти звери есть продукт длительной биологической и
социальной эволюции, как и человек. Такая эволюция не стоит за искусственными
системами.
Другой вариант
возникновения психичности - в результате «простого» усложнения системы, ведь
рано или поздно количество перейдёт... Признаком психичности в этом случае
является, по Лему, способность к постановке задач, достаточно далёких от
предусмотренных их создателем. В глазах человека это есть, во-первых, признак
сложности системы, во-вторых, это делает систему якобы похожей на человека, ибо
человек считает себя способным на постановку таких задач. Если же эти задачи
далеки и от естественных, в человеческом понимании, следствий развития основ
системы, то этого признака может быть достаточно - верный робот Граумер ставит
и решает задачу изготовления человека, компьютер из «Молота» влюбляется, Анел
совершает восхождение, заканчивающееся несчастным случаем. Между прочим - для
Лема вообще альпинизм окрашен особо, он часто использует альпинистские мотивы.
Задачи, которые
ставят другие системы, менее экзотичны. Видно, в результате гипертрофии
каких-то сторон исходной программы возникло желание спокойной жизни у
Барнса, стремление привести «к ногтю» человечество у «электронного
Чингис-хана» Кальдера. Неясно происхождение единственного желания
у реализации формулы Лимфатера, но само желание прогресса и его понимание как
познания мира может быть понятно даже на человеческом уровне. А раз эти задачи
менее экзотичны, должны быть ещё доводы за психичность. У Барнса и Кальдера это
эмоции, а воплощение формулы Лимфатера гуманно, хотя в этом гуманизме есть
что-то от «всё суета», - не назовёшь его человеческим.
С Хэри можно
поговорить «по-человечески», и даже наводящей ужас машине-убийце из Маски
монах говорит «Ты - сестра моя». Не может Пиркс, совершенно, кстати, не
страдающий ксенофобией, говорить «по-человечески» с Барнсом, хотя тот и сложен
«до автодескрипции», чёрные ящики для окружающих - Граумер, Анел и Кальдер. А
чем кончается разговор «по-человечески» в «Молоте» и «Формуле Лимфатера»?
Просто это хоть и психика, но другая. Первую человек «чувствует нутром», вторую
«вынужден признать».
По мнению Лема,
неизведанное ждет нас не только среди звёзд. Его мнение о втором типе
психичности созвучно мнению некоторых специалистов по вычислительной технике,
полагающих, что возникновения у сверхсистем качественно новых свойств мы можем
просто не заметить - уж очень это будет - в нашем понимании - ни на что (то
есть попросту на нас) не похоже.
О проявлениях
психичности мы поговорили, что Лем понимает под психичностью, обсудили, а что
же такое психичность - определения не дали. А вот что такое стол, мы почему-то
знаем. Определение дать можем. Столов мы этих на своем веку тысячу передвигали,
да и стульев тоже. В этом и дело - мы изучили много однотипных объектов и
объектов близких, но других. Вот мы и выделили - стол, А что такое психичность?
Хороши бы мы были, если бы знали во всём мире только один стол и один нестол и
пытались понять, чем стол от нестола отличается. Но если объектов всё-таки
мало? Не стоит ли подумать, что вообще может быть сделано из пяти кусков
дерева? Как вообще может проявляться человек? И обязательно ли из пяти? И
только ли у человека может быть психика?
…Вот этим
Лем и занимается. А понять, что такое психичность, хотелось бы.
Первобытный
человек одушевлял природу - дерево или ветер были для него живыми и психичными
- они могли быть добрыми и злыми; убивая зверя или срывая плод, он просил у
них прощения. Позже понятие психичности сузилось, ещё недавно за убийство
раба - говорящего орудия - лишь платили штраф. Свободные граждане, настоящие
греки - это же совсем другое дело... Понятие психичности и по сей день
расширилось не везде. Правда, из недочеловеков уже не делают мыло, но в
качестве говорящих, а ещё лучше молчащих - орудий их используют на доброй
трети планеты. Законопослушные, добропорядочные граждане - это же совсем
другое дело...
Герои Лема даже
не платят штрафов, они орудуют молотком, лазером, плавильной печью и малым
дестабилизатором, но разве существо проблемы от этого меняется?
Выносимое нашим
предком, персонажами Лема и нами решение о психичности определяет и действия, и
моральную ответственность за них. Только после признания психичности становится
возможен контакт с представителями другой цивилизации - Солярис, Эдем, без
признания её контакт невозможен - Непобедимый. Друг. Признание апсихичности
снимает вопрос о возмездии за гибель товарищей - Непобедимый и вообще в корне
меняет отношение к социальной системе, даже если элементы системы наделены
психикой, как то обнаружил Ийон Тихий в своих 11-ом и 13-ом путешествиях.
Оказывается, в
ходе слияния элементов в систему она может не усложняться, а упрощаться.
Действительно, закон Менделеева - Клапейрона проще законов движения молекулы в
газе, а социология «Государя» Маккиавелли проще психологии Ромео и Джульетты.
Только после
признания психичности объекта наших действий возникает ответственность. Как,
никто из вас не хочет слетать на Солярис и поменяться местами с Крисом,
заменить Пиркса в охоте на Сэтавра или Брегга из «Возвращения со звёзд»
в деловой поездки на завод по переработке металлолома?
Странно, не
правда ли? Так что понять, что такое психичность, действительно хотелось бы.
Путь от биологии
Эволюция шла различными путями - ведь
она слепа, это слепой скульптор,
который не видит собственных творений
и не знает - откуда ему знать? - что с ними будет дальше.
Ст. Лем «Формула Лимфатера»
В биологии нет
ничего небиологического. Это не игра в слова - просто биологическая эволюция
была длинна. Неудачные модели Генерального конструктора нашли место в
божественном Политехническом музее - эволюция не разбирает на детальки. Чем
ограничены модели?
Биология стоит на
фундаменте химии, она - на физике. Не могла эволюция сделать человека с
термоядерным источником энергии - а как было бы здорово? Не могла эволюция
сделать человека с фторопластовыми шарнирами, не боящимися отложений солей. А
ведь надо соблюсти ещё и законы биологии. И стоит в музее, на почётной витрине,
за большой алмазной лупой, маленький муравей, предвосхитивший лемовскую
«Формулу Лимфатера», овладевший мгновенным схватыванием обстановки, но
остановленный законами биологии перед последним шагом к совершенству,
Но даже ничему не
противоречащее новое свойство проходило строгий отбор. Оно должно было
увеличить выживаемость, иначе нет причин для закрепления этого свойства.
Красивы и изящны бакенбарды, но они могут помешать бегать через кусты (А.Н.,
Б.Н. Стругацкие, «Малыш»). Новое свойство будет полезно потом - недостаточная
мотивировка. Эволюция не может создавать органов, которые совершенно бесполезны
в зародыше (лемовская «Формула Лимфатера»). Тот, кто провертел первую дыру в
камне был, конечно, первым homo sapiens
(А.Н., Б.Н. Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу»), но если он и без
того «ел, пил, спал в свое удовольствие»?
Но и это не
последний барьер. Свойство, проверяемое на биологическую целесообразность,
должно наследоваться - генетически или путем научения (сознательного или
бессознательного). Не наследуется генетически умение извлекать корни седьмой
степени в уме. Не удаётся обучать детей «не набивать шишки».
Разве может после этого многоступенчатого
отбора остаться что-то антибиологическое? Расширяя область поисков, приходим
от индивида к стаду.
Индивида изучает
биология, стадо изучает социология. Социальные свойства имеют своим фундаментом
биологию, просто потому, что социум состоит из индивидов. За какую ниточку ни
потянешь - вытащишь или женщину, или еду, или власть (А.Н., Б.Н. Стругацкие,
«Улитка на склоне»). Впрочем, дворцовые интриги, яд и обжорство
укорачивают жизнь коронованным вожакам.
Разумеется,
здание не кончается фундаментом и возникает вопрос - всё ли в человеке
биологично? Ведь с точки зрения биолога существование неприспособительных
признаков уже сомнительно (В. Грант, «Эволюция организмов», Мир, М., 1979).
Нет, конечно! У человека есть любимое дитя – Культура.
Культура вообще -
результат люфта между природой и человеком - то есть то, что как раз не влияет
на выживаемость, то, что не диктуется природой человеку. Такова лемовская
Модель культуры, Однако это так лишь в «начале» культуры, а затем она может
повлиять на выживание, вплоть до полного уничтожения носителей её. Люфт растет,
рама ходит ходуном, дрожит фундамент, машина идёт вразнос - XX век.
Культура может
уничтожить человека, изменив окружающую его среду
(Дубинин Н.П., Вести, АН СССР, 1980. № 6, с. 73) или разорвав
связи человека с этой средой и замкнув их на него (А.Н., Б.Н. Стругацкие
«Хищные вещи века»), изменив человека до неузнаваемости, вмешавшись в его
биологию (Тихоненко Т.И. Вести. АН СССР. 1979, № 8. с. 57).
Культура может
уничтожить человека и более сложным путем - соответствующим образом
преобразовав аксиологию и мораль (Ст. Лем, «Альтруизин», «Возвращение со
звёзд»). Почему вообще аксиология и мораль могут быть различны? Разве не
естественнее, чтобы они были у всех одинаковыми - самыми хорошими?
Биологическая разница есть между всеми
биологическими существами. Зачем она - биология знает. Разброс аксиологии
и морали между обществами есть по той же причине - он так же
необходим для гомеостаза, как мутации - только это социальные мутации. Зная,
какие общества оказались нестабильны в прошлом, мы можем предсказать судьбу
существующих, то есть направление отбора,
Естественный
отбор, и биологический и социальный, не может быть плох или хорош - это закон
природы, и он не подлежит оценке просто потому, что из неё не следуют действия.
А хорош или плох искусственный? Постановка такого вопроса подразумевает
«высшее существо». Для искусственного отбора в биологии животных - это
человек. Для искусственного отбора в биологии человека или иного разумного
существа - это власть (в лемовском Эдеме, а на Земле - в истории Германии)
или другая цивилизация (как человек для животных). В социологии человека -
это власть, в социологии цивилизации - это сверхцивилизации.
Оценка разброса аксиологии и морали всегда
отрицательна и всегда бессодержательна, т.к. оценивать одну мораль и аксиологию
с позиции другой нельзя - это явления одного уровня. Даже более простая задача
- оценка сверху вниз - далеко не тривиальна. Мы до сих пор не знаем, что такое
прогресс в биологическом смысле (Тимофеев-Ресовский Н.В., Природа, 1980. № 9,
с. 62), а уверяем себя, что понимаем, что такое прогресс социальный.
Доверите ли вы строительство вашего дому крупному специалисту по крышам,
ничего не понимающему в фундаментах?
Разные варианты
морали можно оценивать только с точки зрения «надморали» а я не вижу другой
«надморали», «надаксиологии», кроме того же гомеостаза.
Лем показывает
разные варианты аксиологии и морали в «Возвращении со звёзд», «Альтруизине»,
«Сумме технологии» и ряде «Путешествий Ийона Тихого», причём, в соответствии со
сказанным, всегда в мрачных тонах. Однако все эти общества у Лема явно
гомеостатичны. Лем, конечно, не утверждает, что варианты, реализованные на
планете Земля, наилучшие, но они явно не исчерпывают списка; он, Лем, лучших
придумать не берётся (прозрачная аллегория в «Повторении»).
То, что антибиологично, в основном до нас
не дошло - вставшие на этот путь гибли. «Вид, зашедший в тупик, вымирает
полностью» (Ст, Лем, «Формула Лимфатера»). Тупик - имеется в виду не
отсутствие развития, а отсутствие эффективных «ходов» в игре с природой.
От видов, зашедших в тупик и погибших там, не остаётся генетических следов -
поэтому такие процессы будут повторяться. Социальная эволюция гуманнее
- изучив, почему погибли цивилизации древности, мы можем (?) это учесть и не
повторить их ошибок. Можем, но вовсе не обязаны. «Народ, не помнящий свою
историю, осуждён на то, чтобы пережить её вторично» (И. Эренбург).
С другой стороны, законы истории имеют,
хоть и в меньшей степени, чем законы физики, объективный характер и их
знание вовсе не означает их отмены. По определению «свобода воли» - это
действие с полным пониманием. Интересно, если мы придём к выводу о том,
что находимся в тупике и вид homo обречён, будет ли движение в этот
тупик «с полным пониманием» свободой воли или нет?