"Ведомости" Пт 24-Aug-2001

В мире животных

"Парк юрского периода - 3" вышел в российский прокат

Олег Зинцов
Для Ведомостей

      "Парк юрского периода - 3" именно таков, каким и должен быть второй сиквел кассового рекордсмена: сделанный по той же формуле, с минимальными изменениями, но впервые другим режиссером - Стивен Спилберг уступил свое кресло Джо Джонстону ("Джуманджи"). Формула, однако, работает, динозавры скачут как кролики, спецэффекты на высоте, сборы, соответственно, тоже.
      Обсуждать достоинства или недостатки новейших приключений на острове динозавров - занятие, по совести, вполне бесполезное, поскольку и те и другие очевидны. С одной стороны, убогий сценарий, с другой - дорогостоящее зрелище, взглянуть на которое всегда приятно хотя бы в том смысле, что сразу видно: миллионы трачены недаром.
      Но что нам снилберговские миллионы? Производственные мощности студии Огеатздэгкз работают настолько отлаженно, что, зная формулу (двоих-троих персонажей непременно съедят, главные герои счастливо спасутся, юрская экосистема не пострадает), зритель пребывает в состоянии того удивительного комфорт который обеспечивается эффектом сполна оправданных ожиданий. Все по-честному: то же самое, но с перламутровыми пуговицами.
      Кинопродукцию такого рода оценивают, конечно, с точки зрения не эстетики, но технологии, о коей принято говорить с упоением. История, характеры, смысл? Да 'бог с ними - вы на динозавров гляньте: ведь как живые! Их создание - трудовая эпопея, производственная сага, коллективный подвиг, невидимые миру кровь, пот и слезы. Вы знали, например, что одним только ящером управляют четыре - шесть операторов (в зависимости от размера)? Что компьютерная анимация - это только там, где целый табун, а если одна особь - то это уже модель в натуральную величину? Отличите аутентичный гавайский лес от павильонной декорации? Не отличите. Натуралис-тичность ощутимо возросла.
      Выросло и поголовье динозавров - теперь экран ими просто кишит. Оттого, быть может, даже случайные рифмы придают происходящему оттенок абсурда. К примеру, половину фильма я не мог отделаться от диковатого ощущения, что смотрю мегабюд-жетную рекламу средства от тараканов (помните, "Раптор": насекомых нет!"?). Рапторами в новой картине для краткости называют велоцератопсов - динозавров не самых крупных, но, по Джонстону, самых смышленых, поэтому именно с ними у героев устанавливаются наиболее тесные сюжетные отношения, выдающие, впрочем, крайнее смятение команды сценаристов. В самом деле, что придумать, дабы фабула третьего фильма хоть чем-то отличалась от фабулы первых двух, но при этом все условия игры были строго соблюдены? И вот в умах создателей картины рождается дивная идея наделить велоцератопсов не только элементарными инстинктами, но и зачатками разума. В результате особи гар(ог 5ар1еп8 ведут общественный образ жизни, коллективно заботятся о потомстве, а в финале, словно инопланетяне, вступают с человечеством в первый контакт. Продолжение, несомненно, следует.
      Сообразительные рептилии несут, пожалуй, и некую дидактическую нагрузку. Если герои фильма ищут пропавшего на острове мальчика (как он туда попал? - да обыкновенно: упал с пара-плана), то разумные динозавры -яйца, которые умыкнул у них участвующий в экспедиции палеонтолог. Люди спасают своего детеныша, динозавры - своих. Поэтому и возможно мирное урегулирование конфликта: важнее не уничтожить друг друга, но понять.
      Это, разумеется, не исключает наличия абсолютной опасности, неподконтрольного разуму зла -иначе доисторический дисней-ленд попросту не работает. Джон-стон, надо отдать ему должное, модифицировал образ врага. В предыдущих сериях это был знаменитый Т. Кех, на сей раз консультанты предложили спинозав-ра - самого массивного из хищных ящеров. Подчеркивая усиление угрозы, авторы идеи презрительно называют тиранозавра шакалом. Новые твари, спору нет, крупнее и кровожаднее, но за сданного в утиль ящера все-таки обидно: что ни говори, а тиранозавр был забавен.
      Кстати, особую гордость создателей вызывает тот факт, что вес рептилии воспроизведены в точном соответствии с последними палеонтологическими открытиями. Зачем? Кто станет проверять -при этакой сценарной ахинее? Кому придет мысль требовать от комикса правдоподобия? Но в головах голливудских творцов превосходно уживаются вещи .несовместные, и то, что при маниакальной выверенное™ габаритов и экстерьера динозавры гоняются за яйцами и ведут друг с другом оживленные переговоры, совершенно никого не смущает. Зато теперь мы знаем, чего ждать от следующей серии: они станут еще реалистичнее, а заодно научатся читать и рисовать. Но, возможно, победительная мощь "Юрского парка" и заключена в этом зазоре между высокими технологиями и здравым смыслом.