Е. А. Рябчиков-Жуй
Начиная разговор о малой прессе, необходимо заметить, что фантастика, фэндом и малая пресса представляют собой неразрывное единство, попавшее за рубежом в поле зрения социологов и культурологов, фантастика, фэндом, фэн-пресса, малая пресса рассматриваются ими, как своего рода субкультура. И если фэнзины и фэндом появились благодаря фантастике, публиковавшейся в профессиональных журналах, палпзинах, то впоследствии сами журналы и фантастика в целом продолжали процветать благодаря появившимся фэндому и фэнзинам.
Фантастика, фэндом, фэнэины стали образом жизни для многих читателей, фэнзины дали фэнам уникальную возможность объединиться. Они являлись и являются уникальным средством связи, местом для обмена идеями, перекрестками человеческих взаимоотношений, и, конечно же, той системой, которая питает прозины и фантастику.
С ростом числа фантастических прозинов и фэнзинов любовь фэнов к фантастике передавалась другим людям, в другие страны в результате чего фантастика увлекала всё более широкую аудиторию. Многие исследователи считают, что фэнзины стали сегодня практически единственным существующим образцом прессы, свободной практически от всех форм цензуры, от давления рекламодателей, от необходимости потворствовать страстям читателей для того, чтобы росли тиражи.
А началось всё в марте 1926 года, когда Хьюго Гернсбек выпустил первый номер журнала "Эмейзинг сториз" ("Amazing Stories"), первого прозина, публиковавшего строгую НФ. Здесь же надо отметить, что в это время уже существовал журнал "Вийрд тейлз " ("Weird Tales"), публиковавший литературные произведения, которые сейчас относят к жанрам "готического романа", "фантастики ужасов", "тёмной фэнтези".
В разделе писем Гернсбек публиковал адреса всех, кто присылал ему корреспонденцию, поэтому фэны имели возможность заочно и очно познакомиться друг с другом. Вскоре появились первые клубы и фэнзины.
Несколько фэнзинов боролись за право называться первыми, но всеми признано то, что первым фэнзином явился фэнзин "Комет" ("Comet"), впоследствии переименованный в "Космолоджи" ("Cosmology") . Этот фэнзин появился в мае 1930 года, он являлся бюллетенем клуба "Сайнс корреспонденс клаб оф Чикаго" и публиковал в основном материалы научно-популярного характера. Его редактор, Реймонд А. Палмер впоследствии прославился, как редактор прозинов.
В июне 1930 года нью-йоркский клуб "Сайенсирз" выпустил на ротапринте фэнзин "Плэнет" ("The Planet") под редакцией Аллена Глассера. Этот фэнзин можно считать первым научно-фантастическим фэнзином, поскольку его содержание составляли обзоры научно-фантастических журналов.
На страницах первых фэнзинов публиковались профессионалы, появлялись произведения Кларка Эштона Смита, Г. Ф. Лавкрафта, Кэтрин Мур, Генри Каттнера и других авторов. Некоторые фэнзины продавались за небольшую плату, некоторые распространялись бесплатно, но очень немногие фэнзины распространялись с целью получить прибыль, что стало их характерной особенностью.
В течение тридцатых годов содержание большинства фэнзинов составляла информация о профессиональных журналах, их авторах, редакторах, о различны аспектах коллекционирования и других подобных вопросах. В 1932 году существовало, по крайней мере, восемь профессиональных журналов, и первые фэнзины во многом старались копировать их, старались придерживаться определенных сроков выпуска, публиковать платную рекламу, и тому подобное. Некоторые из них по всей сути были полупрофессиональными изданиями.
Возможно, первым джензином явился фэнзин "Тайм тревеллер" ("Time Traveller"), первый номер которого появился в январе 1932 года. Он издавался Мортом Уайзингером и Джулиусом Шварцем под редакцией Аллена Глассера. Вышло девять номеров этого фэнзина. Его отличительной чертой являлось наличие библиографии, рубрики новостей, он явился предвестником фэнзинов, которые стали публиковать материалы такого же плана. Фэнзином, оказавшим наибольшее влияние на другие такие же издания в начале тридцатых годов, явился фэнзин "Сайнс фикшн дайджест" ("Science Fiction Digest"), первый номер которого появился в 1932 году. Он публиковал рецензии, написанную профессионалами прозу, библиографические материалы, новости. В 1934 году он получил новое название, "Фэнтези мэгезин" ("Fantasy Magazine") и оставался рупором фэндома по 1936 год включительно. Другим значительным фэнзином этого периода явился фэнзин "Фэнтези фэн" ("Fantasy Fan"), восемнадцать номеров которого появились в период с 1933 по 1935 год. Он часто публиковал фантастику ужасов, в том числе произведения таких авторов, как Лавкрафт, Дерлет, Кларк Эштон Смит. Его редактор, молодой Чарльз Д. Хорниг, в семнадцать лет закончил карьеру фэнзинера и стал редактором издававшегося Х. Гернсбеком прозина "Уандер сториз" ("Wonder Stories"). К числу заметных любительских изданий этого периода можно отнести фэнзин "Сайнс фикшн" ("Science Fiction"), девять номеров которого были выпущены Джозефом Шастером и Джеромом Зигелем, которые впоследствии явились создателями Супермена, героя многочисленных комиксов, а также фэнзины "Космик тейлз" ("Cosmic Tales") Джеймса Таурази, "Фантаграф" ("The Phantagraph") Дональда Уоллхейма и ряд других. В этот период тиражи фэнзинов редко превышали пятьдесят экземпляров, тем более первые номера фэнзинов печатались на гектографе. И только позже появились ротапринт и ксерокс.
Необходимо отметить, что фэнзины публиковали не только научную фантастику, но и фэнтези, и фантастику ужасов.
Одна из черт, выделявших фэнзины начала тридцатых годов - то, что они публиковали прозу и публицистику профессиональных писателей. Но постепенно они стали активно печатать произведения фэнов и начинающих авторов. Впоследствии многие фэны, пробовавшие свои силы в фэнзинах, стали профессиональными писателями. Среди них Роберт Блох, Рэй Брэдбери, Деймон Найт, Генри Каттнер, Мэрион Циммер Брэдли, Фредерик Пол, Айзек Азимов. Джеймс Блиш, Артур Кларк, Фриц Лейбер-мл. и другие. Некоторые фэны, редактировавшие фэнзины, стали профессиональными редакторами: Дональд Уоллхейм, Форрест Аккерман, Реймонд Палмер. Джудит Меррил, Сэм Московиц, Морт Уайзингер.
В конце тридцатых годов фэнзины, как и профессиональные журналы, стали меняться. Каждый фэнзин стал приобретать свое лицо, фэнзины всё меньше стали походить на прозины. Стали появляться фэнзины, специализирующиеся на информации о новинках фантастики, новостях фэндома, так называемые ньюсзины и ньюслеттеры: "Фэнтези ньюс" ("Fantasy News") Дж. Таурази, "Сайнс фикшн ньюслеттер" ("Science Fiction Newsletter") Дика Уилсона и целый ряд других.
В эти годы начали образовываться первые ассоциации любительской прессы. Первая из них, "Фэнтези эметор пресс ассосиэйшн" (Fantasy Amateur Press Association или сокращенно FAPA), была основана в 1937 году Дональдом Уоллхеймом, который решил рассылать фэнзины из одного места для того, чтобы снизить почтовые расходы. Одновременно происходила рассылка нескольких фэнзинов, входящих в состав ассоциации. Это делалось за счет небольших членских взносов. Фэнзины рассылались всем членам ассоциации через определённый промежуток времени. Впоследствии такого рода ассоциации стали престижными группами распространителей фэнзинов. Здесь же хочется отметить, что одним из наиболее популярных и качественно изготовленных фэнзинов конца тридцатых годов являлся фэнзин "Футуриа фантазиа" ("Futuria Fantasia") Рэя Брэдбери.
Фэнзины начала сороковых годов были более ориентированы на фэндом и фэнов. Они способствовали контактам между фэнами, отражали уникальное чувство общности, пронизывающее фэндом.
Материалы фэнзинов предлагали самый широкий спектр мнений по разным вопросам, у читателей была возможность присоединиться к обсуждению, увидеть свои мнения на их страницах.
Фэнзины общего направления, специализированные фэнзины, фэнзины, посвященные фэндому, персональные фэнзины стали гораздо чаще появляться в сороковых годах. Новой, наиболее важной чертой явилось то, что в них стало появляться больше критических материалов, статей, библиографий, автобиографических заметок, написанных профессионалами, отчетов о конвентах, расширенных колонок писем. Конечно - же, в них присутствовала проза и фэнов, и профессионалов, но она уже не доминировала в них. Большинство этих новых особенностей, появившихся в сороковые годы, сохранилось у фэнзинов, которые выпускаются в наши дни.
Что же касается качества фэнзинов, оно было самым различным, от безобразного до отличного, в зависимости от возможностей и намерений тех, кто его издавал. Надо отметить также, что лишь немногие фэнзины выходили в те сроки, которые они для себя наметили.
Наиболее удачные фэнзины имели свое лицо, своё чёткое мнение по всем вопросам. Они отражали индивидуальные вкусы, таланты, способности редакторов и издателей, которыми, обычно, являлись одни и те же лица. Такие фэнзины обычно выживали в течение двух и более лет, в год обычно выходило пять - шесть их выпусков.
В начале сороковых годов появился фэнзин "Ле Зомби" ("Le Zombie") Уилсона (Боба) Такера, ставший очень популярным и до сих пор считающийся одним из лучших фэнзинов. До "Ле зомби" Такер сам выпускал шестнадцать фэнзинов и публиковался во многих других. Но только в "Ле зомби" его ум, талант и искренность проявились с особой силой. До конца 1944 года вышло пятьдесят девять номеров этого фэнзина. В сороковых годах Такер стал профессиональным писателем, но никогда не порывал с фэндомом.
Другой легендарный фэнзин, выходивший в это время - "Эколайт" (" The Aсоlуtе"), который выпускал Фрэнсис Лейни. Он выпустил его в тридцать лет, после того, как открыл для себя произведения Г. Ф. Лавкрафта и А. Меррита. Это был первый из наиболее серьёзных фэнзинов, посвящённых Лавкрафту, он публиковался почти что четыре года.
Фэны, собирающие фантастические книги и журналы, сыграли большую роль в истории фэндома и фэнзинов. Собирание библиотек вызвало потребность в библиографиях и привело к появлению в фэнзинах библиографических и рекламных разделов, в которых печатались объявления об обмене книгами и журналами. Появились также издания, полностью посвящённые библиографии. Лидером среди рекламных фэнзинов сороковых годов являлся фэнзин "Фэнтези эдветайзер" ("Fantasy Advertiser"), некоторые номера которого выходили тиражом в сотни экземпляров.
Другой важной особенностью фэнзинов сороковых годов являлось то, что увеличился объём их разделов, публикующих письма читателей. Письма читателей были основным, наиболее популярным материалом во многих фэнзинах. По мере того, как росло количество фэнзинов, становились всё разнообразнее темы, которые обсуждались в письмах. Иногда они не имели отношения к научной фантастике. Фэнзин "Фэнтези комментейтор" ("Fantasy Commentator"), первый номер которого А. Лэнгли Сирлз опубликовал в 1943 году, был, пожалуй, лучшим образцом изданий подобного рода и внёс большой вклад в развитие фантастики. В этом фэнзине публиковались библиографии, хорошо написанные критические статьи, проза профессионалов.
Среди фэнов А. Лэнгли Сирлз был известен тем, что впервые начал печатать в 1945 году первую работу по истории фэндома Сэма Московица, которая была впоследствии издана отдельной книгой в 1954 году и переиздана в 1974 году.
В 1944 году Джек Спир тоже выпустил историю фэндома, которую он назвал "Фэнциклопедия" ("Fancyclopedia"), которая тоже пользовалась большой популярностью у фэнов.
В начале сороковых годов существовали и другие успешно издававшиеся фэнзины. Большинство из них выпускали один - два человека, что отличало их от фэнзинов тридцатых, которые очень часто издавались группой редакторов. Большинство фэнзинов этой поры стало отражать персональный подход своих редакторов к обсуждаемым в них проблемам. Редакторы стали посылать бесплатные авторские экземпляры тем, кто присылал письма с комментариями и мнениями, тем, чьи материалы были опубликованы. Совершенствовались способы печати, тиражи фэнзинов росли. Росло мастерство редакторов и качество фэнзинов. Профессиональные журналы стали обращать на них всё больше и больше внимания, творчество фэнов становилось более известным. Фэнзины становились социальным феноменом.
Известны и другие популярные фэнзины этого периода. В течение долгого времени Лесли Крауч издавала в Канаде фэнзин "Лайт" ("Light"). Гарри Уорнер-мл. выпускал фэнзин "Спейсуэйз" ("Spaceways"), основу которого составляла проза профессиональных писателей. Научно-фантастическое общество Лос-Анджелеса выпускало свой клубзин "Шангри л'афферз" ("Shangri - L'Affairs").
В этот период появилось большое количество ньюсзинов (первые экземпляры таких изданий появились ещё в тридцатых годах). Колонки новостей, публиковавшиеся в литературно-художественных фэнзинах, были не в силах охватить все события, которые происходили в бурно растущей НФ культуре. Ньюсзины стали важным средством информации. Среди них можно выделить такие, как "Фэнтези фикшн филд" ("Fantasy Fiction Field"), первый номер которого вышел в 1940 году, и который насчитывал к концу Второй мировой войны двести номеров, фэнзин "Сайнс фикшн таймз" ("Science Fiction Times"), ньюсзин "Фэньюскард" ("Fanewscard"), выходивший на почтовых открытках и заслуживший к 1948 году репутацию лучшего ньюсзина, и целый ряд других.
После Второй мировой войны фантастика получила международное признание, расширились границы фэндома. Грофф Конклин выпустил в 1946 году первую антологию научной фантастики в твёрдой обложке "Лучшая научная фантастика". Всё чаще стали проводиться конвенты, которые завоевали большую популярность (так "Уорлдкон", всемирный конвент, который проходил в 1949 году в Цинциннати, получил множество положительных откликов в прессе). В этот период фантастику уже можно было найти в школьных библиотеках, а такие журналы, как "Тайм" и "Райтерс дайджест" публиковали благосклонные статьи о фантастике и фэнах. Проявились также несколько небольших издательств, специализирующихся на фантастике. Росло качество новой фантастики.
К концу сороковых годов фантастика становилась всё более популярной, фэндом и фэнзины менялись, и все они вступали в новую эру. Заканчивалась та эпоха, которую называли "Золотым веком фантастики" и которая продлилась приблизительно с 1938 по 1953 год.
Увеличивающееся в конце сороковых количество фэнзинов привело к тому, что научная фантастика стала популярна и среди тех, кто до этого не имел к ней никакого отношения. Некоторые из этих читателей узнавали о фэндоме от своих друзей или прочитали то, что упоминалось о нём в профессиональных журналах, кому-то попадались фэнзины. В фэндом пришли новые люди, которые не знали его истории и традиций, не знали тех, кто был в нём хорошо известен, не знали истории фантастики. Это привело к интересной ситуации: с одной стороны, фэндом становился всё более обезличенными, о чём с сожалением писали многие фэнзины, с другой стороны новые люди оживили его, привнеся новые, свежие идеи.
Некоторые фэнзины, появившиеся в начале этого десятилетия, публиковали серьёзные материалы, посвящённые фантастике и фэндому, некоторые были целиком шутливыми и публиковали на своих страницах то, что потом становилось легендами фэндома. Это может быть проиллюстрировано на примере таких фэнзинов, как "Куондри" ("Quandry"), "Конфьюжн" ("Confusion"), "Войд" ("Void"), "Сайкотик" ("Psychotic"), названия которых не обязательно отражали их содержание.
Фэнзин "Куондри" впервые появился в 1950 году и стал одним из наиболее популярных фэнзинов начала пятидесятых, более чем другие подобные издания отражавшим точки зрения фэнов на различные вопросы и проблемы.
Выпускала этот фэнзин молодая женщина, Ли Хоффман. Она издала его после того, как ее приятель, фэн со стажем, снабдил её фэнзином, изданным в 1940 году и экземпляром "Фэнциклопедии". В течение года Ли Хоффман приобрела национальную известность и "Куондри" стал фэнзином № 1. В нем публиковались фэны со стажем, в том числе Такер, Блох, Лейни, а также Роберт Силверберг и молодой Харлан Эллисон. В этом фэнзине публиковались представлявшие интерес для фэнов материалы, посвящённые истории фэндома, его мифологии, фэнзинам, известным фэнам. , который
Другим фэнзином, придерживающимся такой же фэновской тематики, явился фэнзин "Хайфен" ("Нурhen") в 1952 году начали издавать Уолт Уиллис и Чак Харрис. В выпуске этого фэнзина принимала участие группа очень талантливых ирландских фэнов - сами Уиллис и Харрис, Боб Шоу, Джеймс Уайт (трое из них впоследствии стали профессиональными писателями), Джон Берри, а также англичане Уильям Ф. Темпл и Винсент Кларк. Этот фэнзин был известен своим юмором и тем, что он явился источником многих легенд фэндома. Вышло тридцать шесть номеров "Хайфен", фэнзин прекратил своё существование в 1965 году.
По крайней мере, ещё два фэнзина начали своё существование в конце сороковых годов и продолжали выходить в пятидесятых: "Пеон" ("Peon") и "Спейсуоп" ("Spacewarp"). "Пеон" публиковал более серьёзные материалы - прозу таких авторов, как Эллисон и Джером Биксби, обзоры и статьи Терри Карра и Роберта Блоха. Этот фэнзин выпускал Чарльз Ли Риддл, сделавший карьеру в военно-морском флоте. Этот фэнзин выходил в основном в пятидесятых годах. С другой стороны большая часть номеров фэнзина "Спейсуоп" появилась в сороковых годах, но его дух, его более простой язык и неформальные материалы больше походили на то, что печаталось в фэнзинах пятидесятых.
В пятидесятых годах появились фэнзин "Спейсшип" ("Spaceship") Роберта Силверберга, содержащий серьёзные обзоры и комментарии; "Фемзин" ("Femzine"), первый феминистский фэнзин, редактором которого была Хуанита Коулсон; фэнзин "Гру" ("Grue"), который выпускал Дин А. Греннел, известный как сатирик и юморист; фэнзин "Фодомагнетик дайджест" ("The Phodomagnetic Digest"), публиковавший прозу, обзоры, критические статьи таких авторов, как Энтони Боучер, Уолт Уиллис, Артур Кларк, Мэрион Циммер Брэдли, Роберт Силверберг.
В 1955 году фэнзин "Фэнтези таймс" под редакцией Джеймса Таурази получил первую премию "Хьюго" в номинации "лучший фэнзин".
Начавшиеся в конце сороковых годов процессы, которые показывали рост популярности фантастики и фэндома, становились всё более отчетливыми в начале пятидесятых. Но после резкого взлёта популярности, примерно в 1954 году, наметился резкий спад.
Средства массовой информации несли публике искажённый образ этого жанра. На радио, телевидении и, особенно, в кино преобладала коммерческая фантастика, заполненная карикатурными, плоскими персонажами, бессмысленными трюками, формальными сюжетами. Как и обложки ранних фантастических журналов, фантастика, рассчитанная на массовую аудиторию, была безвкусной. Именно такой образ фантастики закреплялся в сознании широкой публики, нанося ей ущерб, как законному литературному жанру.
Нельзя сказать, что издатели профессиональных журналов и их авторы были совсем невиновны в таком положении дел. Многие из них были на перепутье, с одной стороны желая опубликовать качественные произведения, а с другой стороны пытаясь выжить, потворствуя вкусам массовой аудитории. Многие из них служили тому образу фантастики, который укоренился в массовом сознании для того, чтобы обеспечить реализацию своих изданий, другие не поддались на это искушение, но их журналы выходили малыми тиражами. В эту эпоху начала вырастать новая фантастика.
В 1957 году "Уорлдкон" стал в полном смысле этого слова всемирным. Впервые он проводился вне пределов США, в Лондоне. Фэнзины и ассоциации любительской прессы продолжали процветать в этот период. В пятидесятых годах улучшились качество и манера подачи материалов. От фэнзинов двух предыдущих десятилетий фэнзины пятидесятых отличались более лёгким, дружественным тоном, они всё больше поворачивались к фэндому, а также публиковали материалы, не имеющие отношение к фантастике.
Одной из задач фэнзинов, выпускаемых в тридцатые и сороковые годы, было объединение фэнов. Фэнзины заменяли конвенты, потому что не все фэны имели возможность попадать на них. Фэн со стажем, а впоследствии дилер, Ричард Минтер видел практически все этапы развития фэнзинов. Вот что он писал: "...Существовало чувство единства, чувство того, что все разделяют общие интересы, чувство принадлежности к единому целому вне зависимости от уровня подготовки и образования каждого отдельного человека. Каждый был фэном, только это принималось во внимание". Благодаря фэнзинам многие фэны подружились. Фэнзины позволили подросткам из маленьких городков чувствовать, что они не одиноки, что у них есть единомышленники.
В середине шестидесятых увеличилось число специализированных фэнзинов, посвящённых какой-либо одной теме или одному конкретному автору. Такого рода фэнзины начали появляться в начале тридцатых, один-два фэнзина, посвящённых Г. Ф. Лавкрафту. Уже в сороковых годах выходили такие посвящённые ему специализированные фэнзины, как "Эколайт" ("The Acolyte"); "Лавкрафт коллектор" ("The Lovecraft collector") Рэя Цорна; "Гост" ("The Ghost") В. П. Кука. В это же время появился первый фэнзин, посвященный Э. Р. Берроузу, "Берроуз бюллетин" ("Burroughs Bulletin") Верна Кориелла, в пятидесятых годах появляются многие другие. В шестидесятых годах фэнзины, посвящённые отдельным направлениям фэндома, процветали как никогда раньше.
Другие наиболее известные фэнзины также были связаны с именами Э. Р. Берроуза и Р. Говарда. Такие фэнзины, как "ЭРБдум" ("ERBdoom") и "Барсумиан" ("The Barsoomian") были посвящены создателю Тарзана. Фэнзины "Говард коллектор" ("The Howard Collector") и "Хибориан таймc" ("Hyborian Times") были посвящены Роберту Говарду, чьи серии книг о Конане привели к росту популярности такого поджанра, как "героическая фэнтези". Говардмания стала большим коммерческим феноменом семидесятых годов, что, в свою очередь, привело к появлению новых фэнзинов.
Существовали и другие специализированные фэнзины, посвященные телевизионной серии "Стар трек", Дж. Р. Р. Толкиену, фильмам ужасов и многим другим темам.
Другое наиболее крупное направление в фэндоме ведет свое начало с колонки, появившейся в литературном фэнзине "Ксеро" ("Xero"), который издавал Ричард Лупофф. Комиксы явились побочным продуктом фантастики, публиковавшейся в массовых журналах тридцатых годов, и материалы, опубликованные в "Ксеро", привели к появлению субфэндома собирателей комиксов. Появились специализированные фэнзины, посвящённые комиксам, коллекционирование комиксов стало одним из популярнейших хобби.
Широкая публика стала интересоваться фантастикой в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов. В эту пору появился целый ряд критических и исследовательских работ. Курсы фантастики начинали преподаваться в университетах. К концу шестидесятых годов выросли ряды фэндома (так двадцать пятый, юбилейный "Уорлдкон", который проводился в 1967 году в Нью-Йорке, посетило 1500 человек). В это время многие фэнзины начали меняться, особенно их изобразительная сторона. Многие фэнзины стали использовать офсетную печать, которую до этого можно было встретить в лишь профессиональных журналах. Многие из них стали полупрофессиональными изданиями, тираж которых достигал нескольких тысяч экземпляров. Типичными представителями новых фэнзинов были фэнзины "Трампет" ("Trumpet") Тома Рими, "Аутуорлдз" ("Outworlds") Била Боуэрза, которые использовали различные способы печати, художественные работы, графику, фотографии, другие изобразительные приемы, чтобы улучшить оформление. Примерно же в это время появился ньюсзин "Локус" Чарльза Брауна.
Возник вопрос, стоит ли считать ориентирующиеся на получение прибыли полупрофессиональные издания фэнзинами в более старом, более распространенном смысле этого слова, стоит ли выдвигать их на премию "Хьюго" в этой категории? Надо отметить, что в семидесятых годах этот вопрос можно было отнести к таким фэнзинам, как "Локус" ("Locus"), "Алгол" ("Algol"), и "Сайенс фикшн ревю" ("Science Fiction Review"). Такого рода фэнзины получали в течение семидесятых премии "Хьюго". В этот период появилось множество новых фэнзинов. Те фэнзины, которые упоминались в предыдущем абзаце, считались ведущими, но многие фэны считали, что они не сохранили дух ранних фэнзинов, хотя, если исходить из того, что научно-фантастическая литература и фэндом - это не одно и то же, а также принять во внимание смысл термина, такие издания могут называться фэнзинами.
Основные различия между этими, "полупрофессиональными", и другими разновидностями фэнзинов заключались в том, что они распространялись среди более широкой аудитории, продавались в книжных магазинах, приносили прибыль издателю и, тем самым, их выпуск переставал быть развлечением. Они печатались типографским способом, а некоторые из них платили авторам гонорары.
В связи с лидирующим положением изданий с большими тиражами, маленькие фэнзины не могли состязаться с ними в борьбе за премию "Хьюго". Редакторы таких изданий чувствовали, что большинство из тех фэнов, кто посещает "Уорлдконы" (а именно они голосуют за вручение этого приза) никогда не видели "настоящих фэнзинов", поскольку многие из тех, кто посещает "Уорлдконы" не являются активными фэнами и их представления о фэнзинах складывались благодаря знакомству с полупрофессиональными изданиями.
Издатели и редакторы некоторых фэнзинов учредили свои, фэновские призы, которые вручались по нескольким категориям квалифицированным жюри, состоящим из опытных фэнов.
Что же касается фэндома, он не являлся монолитным образованием. Вкусы, экономическое и географическое положение фэнов очень сильно отличались. Но для определённого круга людей фэндом являлся образом жизни. К ним в своём большинстве относились те, кто ездили на конвенты, те, кто были членами клубов, те, кто писали для фэнзинов и издавали их. Фэнзины явились уникальным орудием человеческого общения, кроме того, по словам Роберта Коулсона, издателя фэнзина "Йэндро" ("Yandro"), они представляли "много интеллектуальных и полуинтеллектуальных развлечений в мире, где литературная игра, кажется, практически вымирает".
Сегодня фантастика является завоевавшим устойчивое коммерческое положение, уважаемым и популярным жанром. Фэнзины помогли фантастике обрести это уважение и популярность, публикуя критические и аналитические статьи и обзоры, библиографии, поддерживая новые таланты.
Если внимательно рассмотреть всё, что привело к появлению фэндома и фэнзинов, можно заметить одну замечательную особенность: фэны - это люди, обладающие чувством предвидения. Они обладают способностью ценить очень тонкую связь между прошлым, настоящим и будущим, которая будет передаваться от фэна к фэну и жить вечно. Жить во всех нас, объединенных одной верой и любовью фантастике.