Известия 26 августа 2002 года
Бегущий по кубрикам
Стивен Спилберг и голова профессора
Роман ВОЛОБУЕВ
«Особое мнение» — вольная экранизация малоизвестной
повести блаженного Филипа К. Дика и второй (после «Искусственного
разума») фильм снятый Стивеном Спилбергом в сотрудничестве
со Стэнли Кубриком, ныне покойным. Необычайной красоты
футуристическая игрушка, антиутопия и всё остальное,
о чем мечталось. Выйдет на российские экраны в первых числах сентября.
Лошадиные дозы амфетаминов, месяцы без сна над пишущей машинкой,
30 лет лихорадочной писательской деятельности без единой
доброжелательной рецензии выработали у Филипа К. Дика особый,
достаточно неприятный взгляд на человечество. Дик убежден был,
что всякие концепции по улучшению человеческой жизни уже в
момент появления на свет несут в себе зёрна будущей погибели,
и, думается, находил извращённое мизантропическое удовольствие,
наблюдая, как его герои раз за разом, разными путями оказываются
в одном и том же аду — холодном, залитом дождевой водой, полным
несбывшихся надежд и застоявшегося табачного дыма.
Фигурирующее в «Особом мнении» Национальное агентство
предотвращения преступлений — типичный филипдиковский государственный
институт, чьи впечатляющие полномочия и совершенно волшебные технические
возможности — верный залог того, что благая цель, стоящая перед ним,
достигнута не будет. С первых кадров, глядя на красивых отважных людей,
священнодействующих вокруг машины, чтоб избавить от зла
сперва округ Колумбия, а после и всю страну, понимаешь, что они обречены.
Не потому даже, что систему обманут или она будет использована во зло
(хотя и это случится обязательно). Просто некий скрытый от глаз изъян
изначально есть во всем этом — в этих прозрачных стенах, идеально
гладких поверхностях и сосредоточенных смелых движениях.
И чем одухотвореннее лица, чем чище помыслы, тем больше
уверенность, что в этих прекрасных стриженых головах
что-то изначально не так.
Сходным образом что-то не так и в истории взаимоотношений
Спилберга и Кубрика — какой-то подвох, нестыковка, не
позволяющая просто поверить в прекрасную дружбу двух
бородатых визионеров. Предъявляемые общественности
доказательства — совместные фото с рыбалки, шесть
томов переписки и нотариально заверенные свидетельства
очевидцев, слышавших, как Кубрик, в гроб сходя, именно
Спилбергу завещал своё дело и свой сундук с цельнометаллическими
мальчиками, — лишь усиливают подозрения в наличии тут некой
нехорошей тайны в духе Уэллса. Если «Искусственный разум»
ещё можно было назвать реконструкцией кубриковской манеры,
то «Особое мнение» — это нечто большее. После него
уже нельзя с прежней уверенностью утверждать, что большая умная
голова Кубрика не была своевременно отделена от умирающего тела
и не живёт теперь среди проводов и трубок в аквариуме с физраствором,
и Спилберг поздними вечерами не спускается к ней потайной лесенкой
с блокнотом и ручкой. Впрочем, даже если и так, имеет смысл оставить
в стороне этическую сторону подобного сотрудничества и обратиться к
его результату, который, как иногда бывает с результатами безнравственных
экспериментов, впечатляет.
Кубрику было по большому счету глубоко плевать, получит ли кто удовольствие
от его фильмов. Более того, сам факт наличия аудитории откровенно его
раздражал: недаром им была введена сложносочиненная система запретов
на показ различных его картин англичанам, гражданам СССР, блондинкам,
лысым, людям, не умеющим читать, и др. Спилберг же — заботливый хозяин
лавки, который умрёт, но никого не обидит. И «Особое мнение»
— тот самый утренник, с которого даже самые убогие не уйдут домой без
подарочка. Для девушек имеется замечательно носатый Том Круз. Для
недевушек — сцена, в которой Крузу вынули глаза, и они звонко
покатились по грязному бетонному полу, а Круз бежит за ними и
хочет поймать. Для массмаркета — трёхпудовый счастливый конец.
Для целевой аудитории - страшненькие стальные паучки, забегающие
в дома и заглядывающие в глаза людям. Отдельно восхищение вызывает
то, как идеально «Особое мнение» вписано в фантастическую
традицию последних 20 лет. Спилберг не просто цитирует
«Бегущего по лезвию» или рекламные ролики
из могучих тоталитарных фарсов Верхувена — он как бы
объединяет разрозненные отражения будущего воедино:
пока в Вашингтоне Том Круз ловит свои глаза, в Детройте
вполне могут ковать титановое сердце для полицейского Мерфи,
а в Лос-Анджелесе некто Декард, наёмный ловец электроовец,
будет кушать суши и слушать дождь.
И самое, пожалуй, главное — между живым Спилбергом и покойным
Кубриком, будь он представлен головой в банке или призраком,
нашёптывающим в ухо, явно установились равноправные партнерские
отношения, каких не было во время съемок «Искусственного
разума». Если в «И.Р.» Спилберг явно был
подавлен и смят вмешательством свыше и очень стеснялся быть
собой, то в «Особом мнении» к нему вернулась
прежняя лёгкость. И мизантропический, выкрашенный белой
краской и залитый дождём мир, где нет любви и нет надежды,
периодически озаряется фирменным спилберговским дуракавалянием.
От чего делается так же радостно, как если бы в фильме
«Сталкер» человек вдруг упал в лужу. А,
положа руку на сердце, внезапное падение человека в
лужу — это как раз то, чего фильму «Сталкер»
так мучительно не хватает. Точно так же, как в сравнении
с «Особым мнением» прижизненным фильмам Кубрика
не хватает погонь на летающих ранцах, скрытой рекламы сети
магазинов GAP и трёхпудовых счастливых концов.