MAD LAB Коммерсант-Weekend, 07-Sep-2001

АМЕРИКА УЧЕНЫХ ОБЕЗЬЯН

АЛЕКСЕЙ КАРАХАН

      Выход на экраны первой экранизации культового романа Пьера Булле (Pierre Boulle) о планете обезьян оказался столь же значимым для конца 60-х, как выход первой части «Чужого» для конца 70-х. На фоне холодной войны и борьбы Мартина Лютера Кинга за общие для всех людей права фильм о тоталитарном обществе, где обезьяны притесняют людей, был обречен на популярность. Перед экранизацией XXI века задача стояла сложнее: идеологический подтекст истории вряд ли смог бы вновь привлечь к себе зрительский интерес. Ставка была сделана на сюжет и его визуальное воплощение. Едва ли продюсеру Ричарду Зануку (Richard Zanuck), который в качестве президента по производству компании «XX век Фоке» 30 лет назад запустил первый фильм «Планета обезьян», удалось бы найти для реализации замыслов кого-то лучше Тима Бертона (Tim Burton).
      Тим Бертон специализируется на том, что снимает блокбасте-ры, но так, что в восторг приходят не только зрители, но и придирчивые критики. Его место на голливудских холмах — где-то посередине между интеллектуальными братьями Коэнами (Coen Brothers) и кассовым Джорджем Лукасом (George Lucas). Каждый раз ему удается создать иронический мир сказки, переплетенной с реальностью («Сонная лощина», «Марс атакует!»), а фильмы о жизни города Готома, где проживает Бэтмен, стали одним из главных кинособытий 90-х.
      В «Планете обезьян» (Planet of the Apes) космический корабль, проводящий исследования возле колец Сатурна, попадает в зону электромагнитных волн. Чтобы разобраться в этом явлении, в его эпицентр отправляется космический корабль, которым управляет специально обученная обезьяна. Контакт с шаттлом теряется, и на помощь мартышке отправляется американский астронавт Лео Дэвид-сон (Марк Уолберг, Mark Wohlberg). Его корабль пролетает сквозь пространство и время и оказывается на неизвестной планете, полновластными хозяевами которой стали обезьяны. Вместе с местными людьми-дикарями он попадает в плен и оказывается в столице обезьяньего царства.
      Общество приматов находится примерно на феодальном уровне развития. Дети играют в разновидность баскетбола. Высокопоставленные чиновники ездят отдыхать на загородные виллы. Общества по защите людей борются за гуманное обращение с рабами. Перед едой обезьяны молятся своему родоначальнику, по образу и подобию которого были созданы. Гориллы, макаки, орангутаны ездят на лошадях, а разговаривают на чистом английском. Силой животные отличаются невероятной, прыгают, будто летают (им могли бы позавидовать даже летучие мыши, фигурировавшие в «Бэтмене»). С такими непобедимыми существами приходится бороться Дэвидсону, который себя причисляет к «породе ВВС США». Главному герою помогают несколько сбежавших вместе с ним из рабства людей — бывший обезьяний полководец и дочь обезьяньего сенатора Ари (Хелен Бонем Картер, Helen Bonham Carter), тайно влюбленная в человеческого лидера. Армией приматов руководит тираническая обезьяна-безумец генерал Тейд (Тим Рот, Tim Roth). Но простое заключение мира между homo sapiens и человекоподобными обезьянами было бы слишком банальным концом для такого незаурядного режиссера, как Тим Бертон. Чтобы окончательно покорить зрителей, он придумал весьма интригующую концовку.
      Незадача вышла с актерами. Все ухищрения художников по костюмам и часы, проведенные у клеток с обезьянами, не облегчили задачу исполнителей ролей обезьян. Узнать в пластике генерала Тейда черты Тима Рота не удается даже ярым поклонникам его таланта. А российским зрителям из-за дубляжа не удастся услышать даже их голоса. Тем не менее при помощи спецэффектов, гримеров и костюмеров Тиму Бертону удалось не только превзойти раннюю экранизацию, реализовать заветные мечты продюсеров, привлечь зрителей, получить похвалу критиков, но и просто сделать лучший летний блокбастер 2001 года.